n-nu.ru
n-nu.ru

Аутизм: как остановить стимминг

Аутизм: как остановить стимминг

Аутизм: как остановить стимминг

Стиминг это самостимулирующее поведение, которое является повторяющимся движением тела или действием с объектом. Стимминг обычно наблюдается у лиц, которые имеют аутизм и другие существенные отклонения в развитии. Стимминг у аутиста может мешать концентрации внимания, а, значит помешать обучению и быть социально неуместным.

Однако остановит стимминг часто бывает трудно, потому что он ощущается аутистом как польза. Поэтому важно не столько устранить странное поведение, но определить причину и следствие и заменить агрессивное поведения на что-то более подходящее.

Помните: стимминг, самостимуляция, нередко является следствием скуки, поэтому убедитесь, что ребенок с аутизмом занят функциональной дейтельностью.

Виды стимминга

✦Визуальный стимминг: аутист может размахивать пальцами перед глазами, часто моргать,вращать глазами или, наоборот, безотрывно смотреть на огонь.
✦Звуковой стимминг: аутист издает неречевые звуки, щелкает пальцами, закрывает уши руками.
✦Тактильный стимминг: аутист трет кожу руками или другими объектами, царапает кожу, чешется.
✦Вестибулярный стимминг: аутист раскачивается корпусом взад-вперед, качается из стороны в сторону.
✦Вкусовой стиммнг: аутист облизывает предметы или части тела, кладет в рот предметы.
✦Обонятельный стимминг: аутист явно вдыхает привлекающие запахи, обнюхивает привлекающие внимание предметы.

Аутизм: как остановить стимминг

Практические советы как остановить стимминг у аутиста

1
Внимательно наблюдайте за человеком, когда он в стимминге. Вы наверняка знаете о пользе ведения дневника, в котором вы записываете как живет ребенок с аутизмом — стимминг важная часть жизни аутиста, поэтому не забывайте отмечать все, что с ним связано.

Обязательно отмечайте, что именно предшествовало ситммингу, сделайте запись о том, что аутист делал непосредственно перед тем, как началось это поведение. Опишите стимминг как можно тщательнее, а также обратите внимание на то, что произошло после того, как случился эпизод стимминга.

Соберите несколько примеров различных поведений.

Например, «Перед стиммингом: ребенок смотрел телевизор, папа выключил его. Поведение в стимминге: ребенок кричал и тянул папу за руку к телевизору.

Результат: «голубой экран» был включен снова.

2
Просмотрите информацию, собранную для идентификации функции поведения. Это поведение аутиста демонстрирующее желание получить награду?

Это может быть сенсорная необходимость или просто способ привлечь ваше внимание.

Является ли поведение аутиста при стимминге демонстрацией желания избежать деятельности или ситуации?

Является ли поведение следствием неожиданного изменения рутины? Ребенок был занят приятной деятельностью (например, просмотр мультфильмов), а затем лишен ее?

3
Создайте план для управления поведением аутиста. Если функция поведения является получение вознаграждения, научите ребенка с аутизмом просить предметы, которые нужны более соответствующим образом, используя символы, знаки или речь.

Если функция стимминга является удовлетворение сенсорной необходимости, предложите более подходящие пути для удовлетворения этой потребности. Например, если ребенок машет пальцами перед своими глазами, он требует визуальной стимуляции.

Дайте ему альтернативу, например, визуально стимулирующие программы для компьютера или простые игрушки.

Если стимминг с целью избежания ситуации, научите аутиста просить перерыв в деятельности в спокойной манере, используя символы, знаки или речь.

Аутизм: как остановить стимминг

Рекомендации и предупреждения про аутизм и стимминг

Определите, какие чувства стимулируются аутистом, только затем замените стимминг на более соответствующее поведение для самостимуляции.